Чем опасен варикоз?

Причины, симптомы и последствия варикозного расширения вен при несвоевременном лечении

Варикозное расширение вен, пожалуй, самая распространенная патология среди всех болезней сосудов. Многие ошибочно считают заболевание безобидным, полагая что главная его проблема – косметический дефект. Но варикоз постепенно приводит недостаточному оттоку крови от нижних конечностей, ее застою, сгущению и образованию тромбов. Без должного лечения болезнь может привести к непоправимым последствиям и даже смерти! В чем же кроется опасность варикоза?

Симптомы и первые признаки проявления варикоза

Для начала нужно как следует разобраться что такое варикоз и как он проявляется. Очевидным признаком заболевания люди считают «вздутые» вены, что вполне логично. Но косметический дефект появляется не на первых порах течения болезни. Заподозрить у себя варикоз можно по наличию более неспецифических признаков:

Сосудистая хирургия

1.Чувство тяжести в ногах. После рабочего дня ощущаете, будто ноги стали каменными? Состояние не проходит даже после отдыха, разминки? Это должно вас насторожить и заставить записаться на прием к врачу-флебологу.

2. Отёки. Отечность чаще появляется к вечеру, а после ночного сна проходит. Есть простой способ выявить наличие отеков – измерьте обхват лодыжки при помощи сантиметровой ленты утром после сна и вечером, придя с работы. Если разница показателей будет больше 1 см – задумайтесь о визите к доктору.

3. Судороги. Венозная недостаточность часто может провоцировать судороги – появляются они зачастую ночью.

4. Зуд, жжение голеней и лодыжек. Этот симптом часто не воспринимают всерьез и игнорируют. Застой крови в венах препятствует поступлению питательных веществ в ткани, а также способствует развитию воспаления венозной стенки и прилегающих мягких тканей, на что они реагируют зудом.

5. Снижение чувствительности – также следствие недостатка питания кожи.

Сосудистая хирургия

6. Изменение цвета кожных покровов. Пигментация кожи – явный признак прогрессирования болезни. Вследствие нарушения питания тканей меняется цвет кожи, она становится более грубой, плотной, сухой.

7. Ощущение «распирания». Кажется, будто изнутри ног что-то давит? Так и есть – переполненные венозные сосуды, в которых развился застой крови провоцирует ощущение «распирания» ног, что усиливается при появлении отёка.

8.Сосудистые звездочки на ногах.

Стадии варикоза

Признаки варикоза на ногах зависят от стадии процесса. Принято выделять 6 стадий варикоза:

0 стадия – внешние проявления болезни отсутствуют, но симптомы уже ощущаются больным – тяжесть в ногах, судороги свидетельствуют о проблемах с венами.

1 стадия – сосуды еще в состоянии справляться с поддержанием кровообращения, но уже заметны первые признаки заболевания – сосудистые звездочки до 1мм.

2 стадия – в процесс уже вовлечены не только поверхностные, но и часть глубоких вен ног. На поверхности кожи видны деформированные расширенные вены, отеки становятся более выраженными

3 стадия – признаки варикоза на ногах становятся ее более выраженными – отеки уже не исчезают, судороги появляются чаще, чувство распирания все сильнее.

4 стадия – присоединяются признаки нарушения питания кожи – пигментация кожи, шелушения, сухость, утолщение.

5 стадия – кровоснабжения все меньше, поэтому образуются трофические язвы. Но они быстро заживают, так что многие и не придают этому значения. Но вот остальные симптомы становятся невыносимыми – боль, зуд, жжение, тяжесть сопровождают пациента круглосуточно.

6 стадия – трофические язвы уже не заживают. Присоединяется инфекция – рана гноится, болит, температура тела повышается, общее состояние крайне плохое. Вылечить варикоз на данной стадии очень сложно, практически невозможно.

Варикоз – возможные последствия

Варикозное расширение вен без соответствующего лечения может нанести непоправимые последствия здоровью:

• Тромбоэмболия легочной артерии – вследствие сгущения крови в сосудах образуются тромбы. Они могут отрываться от стенки сосуда и мигрировать по кровотоку, попадая в артерии, питающие легкие. Закупорка артерии вызывает явную дыхательную недостаточность, что очень опасно для жизни
  • Флебит (тромбофлебит) – воспаление вены, которое может сопровождаться образованием тромба
  • Тромбоз вен нижних конечностей – полная закупорка сосуда, что препятствует оттоку крови от ног. Нога становится синюшной, холодной на ощупь, ткани начинают быстро отмирать
  • Венозные язвы – трофические нарушения в виде язв встречаются очень часто, а если процесс запустить, присоединяется вторичная инфекция, что значительно усугубляет течение болезни
  • Инвалидность – нелеченый варикоз приводит к полной потере трудоспособности, невозможности самостоятельно ходить
  • Импотенция (бесплодие) – процесс венозного застоя постепенно поднимается выше, затрагивая вены малого таза. Это пагубно сказывается на репродуктивной функции и сексуальной жизни пациентов, а также может приводить к бесплодию

Методы предотвращения варикоза

Сосудистая хирургия
  • Больше двигайтесь – особенно если у вас сидячая работа, регулярно делайте разминку чтобы возобновить кровообращение в ногах
  • Компрессионное белье – в специализированных магазинах можно найти специальный трикотаж, который разработан для профилактики и лечения варикоза и связанных с ним осложнений
  • Пейте достаточно воды . 40мл/кг массы тела – дневная норма для каждого человека
  • Носите удобную одежду и обувь – она не должна сдавливать сосуды
  • Чаще ходите пешком, совершайте пешие прогулки желательно не менее 1 часа в день. Во время ходьбы активизируется один из важнейших механизмов движения крови вверх по венам нижних конечностей
  • Здоровый образ жизни – курение, алкоголь, лишний вес, сопутствующие заболевания сильно сказываются на состоянии сосудов
Сосудистая хирургия

Хочется напомнить о том, что если вы обнаружили у себя хоть один из вышеперечисленных признаков варикоза, срочно обратитесь к врачу-флебологу Клиники Святого Николая для квалифицированной диагностики. Помните, что любое заболевание легче поддается терапии на ранних стадиях! Доверяйте опытным специалистам и будьте здоровы!

Статья написана флебологом Клиники Святого Николая